Ожидания автолюбителей от новой страховой реформы

Весной президентом РФ был подписан закон о корректировке правил обязательного страхования автомобилей, в котором натуральное возмещение по ОСАГО возымело больший приоритет над денежной выплатой. 

Кроме этого, появились изменения иного характера - Минфином было предложено провести своеобразную либерализацию системы, поменяв текущий порядок начисления тарифов, а именно: страховщики смогут контролировать коэффициенты самостоятельно, но при этом только в сторону их уменьшения. Верхняя граница тарифов, как и раньше, будет определена государством.

Убыточность бизнеса

О переменах в тарифных планах ОСАГО сообщалось не один раз за последние пару лет. Можно сказать, что государство проводило исследование касательно будущих изменений, подготавливая всех автолюбителей к тому, что изменений не избежать.
Такой интерес к теме объясняется постоянными жалобами страховых компаний на высокую сложность ведения бизнеса. Автовладельцы в целом отмечают несовершенство новой страховой системы.
В апреле было установлено, что страхование ОСАГО – убыточная сфера для СК по двум причинам:

  • расходы на проведение операций превышают доходы;
  • инвестиционная прибыль полностью поглощается финансовой инфляцией.

ЦБ выразил согласие в актуальности реформирования ещё в конце 2015 года. Тогда обсуждалась идея, что страховые компании сами предоставят варианты изменений в тарифных планах и коэффициентах. Сейчас же за решение данного вопроса взялось государство.

Будущие изменения

Нововведения в законе направлены на постепенный переход сферы автострахования к полной либерализации. Основная идея заключается в том, что СК сами будут контролировать тарифы, но при этом закон установит определенный предельный уровень.
Также Минфин считает необходимым внесения ряда изменений, одно из которых – прямая зависимость между коэффициентами и соблюдением страхователем ПДД. При этом все дополнительные расходы ложатся на страховые компании.
В изменениях присутствуют идеи, которые понравятся непосредственно владельцам ТС. Так выплаты пострадавшим могут вырасти до 2 млн. рублей, а срок заключения договоров может увеличиться до одного года. Сейчас данный лимит составляет полмиллиона рублей.
Кратко же законопроект можно описать так:

  • усиление конкуренции на рынке;
  • повышения уровня удовлетворения потребностей страхователей;
  • возможность контроля СК начисления коэффициентов. Но при этом необходима серьёзная аналитическая работа.

Проблема в пяти процентах нарушителей

Кратко отметим следующий факт. Нарушители ПДД и аккуратные водители попадают в общий котёл. Так, основной процент убытков для СК составляет небольшой процент водителей, которые попадают в аварии по несколько раз за короткий промежуток времени. Платить за это приходится оставшимся 95 процентам водителей, соблюдающих ПДД.
Выражается точка зрения, что стоимость ОСАГО для безаварийных водителей должна быть ниже, а для нарушителей и виновников ДТП – выше в несколько раз по сравнению со стандартной стоимостью.

Недоработки и детали законопроекта

При решении вопросов с ОСАГО никакой спешки быть не должно. Неправильно принятое решение может навредить сразу всем.
Проблема с тарифами – действительно существует. Для её решения необходим комплексный подход, тщательные расчёты и анализ рынка. Тариф должен понижаться для тех, кто соблюдает ПДД и не попадает в аварии и расти в отношении нарушителей. Тарифы не могут просто увеличиваться, здесь стоит учитывать индивидуальные показатели. Такую точку зрения высказал один из представителей комитета Госдумы по финансовому рынку.
Большой минус закона в том, что многие факторы, направленные на защиту и улучшение условий для автовладельцев в разрабатываемом законе просто не учтены и никак не оговорены.

На сегодняшний день, разрабатываемый законопроект – можно легко назвать черновым вариантом, который при этом планируется на краткий переходный период. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время закон не будет принят, а СК и автовладельцы успеют подготовиться к будущим переменам.